РАННЯЯ ПОМОЩЬ

Ребенок занимается с конструктором       Большинство детей с нарушениями развития включаются в систему комплексной реабилитации в возрасте 2-3 лет и старше, а в ряде случаев родители обращаются за помощью к специалистам психолого-педагогического профиля уже непосредственно перед поступлением в первый класс. Как правило, в младенческом и раннем возрасте детям с выявленными отклонениями в развитии оказывается преимущественно медицинская помощь.

       Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество. Организация помощи детям с отклонениями в развитии от 0 лет получила называние ранней помощи.

       «Ранняя помощь» это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей с отклонениями в развитии, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет.

       На базе отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями с 1 июня 2018г. создана служба ранней помощи. В состав службы входят специалисты психолого-педагогического профиля.

       В рамках диагностического этапа работа специалистов включает два основных направления:

- наблюдение за развитием общения ребенка и взрослого, что подразумевает также и развитие речи как средства общения;

- диагностика уровня развития предметной деятельности ребенка (двигательные способности и познавательная активность).

       Важным аспектом работы является ориентация на специфику возраста 0-3 лет. Именно поэтому акцент приходится на развитие тактильных ощущений, контакт ребенка и родителя, подключение разных сенсорных систем (зрение, слух, осязание). Через такое комплексное воздействие ребенок учится познавать мир, формировать собственные личностные и физические границы, устанавливать взаимодействие с окружением.

       Вся работа построена на совместной игре взрослого и ребенка. Например, использование игр Никитиных («Уникуб», «Сложи квадрат») позволяет развивать и поддерживать познавательную активность, учат пространственному воображению.

       Не менее эффективным способом является «Погружающая среда» Марии Монтессори, основанная на естественной потребности каждого ребенка в активном взаимодействии через различные предметы с окружающим пространством. Это и доски-бизиборды, и игры-шнуровки, и работа с кинетическим песком.

       Как отдельное направление деятельности можно выделить консультативную работу с родителями, направленную на повышение психолого-педагогической грамотности, преодоление симбиотической связи с ребенком, через установление границ взаимодействия и формирование навыков конструктивного общения в диаде «родитель-ребенок».

       Обучение принципам кондуктивной педагогики, всегда являлось основной задачей специалистов отделения в работе с детьми-инвалидами. Не менее актуальной данная задача является и в работе с родителями в рамках «ранней помощи».

Ребенок играет с кубиками  Ребенок в бассейне с шариками