Использование сказок в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

У детей с задержкой психического развития, как правило, недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные математические и языковые обобщения, составляющие необходимую предпосылку и основу школьного обучения. Наиболее универсальным, комплексным методом помощи ребнку является сказка.

Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, - его ум, чувства, воображение, волю. Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости.

Сказку можно не только читать и рассказывать, но участвовать в ее театрализации, лепить, рисовать, сочинять. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Язык сказок открывает детям с ОВЗ путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольникам и школьникам.

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации, логически мыслить.

Так же в процессе коррекции, по средствам сказок, у детей закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени). Педагогу, да и родителям, необходимо подбирать сказки, исходя из возможностей каждого ребенка, в силу его возраста, возможностей, степени развития, а так же исходя из целей коррекции. Например, можно рассмотреть сказку «Теремок» с целью знакомства ребенка с математическими понятиями. Заселяем максимум 5 животных. Обращаем внимание мам, что не надо каждый раз пересчитывать животных – это будет отвлекать от веселой игры. Достаточно того, что говорим «стала она жить одна», потом вдвоем и т.д. А в конце можно пересчитать, сколько стало животных. Также, если изготовить фигурки, то можно наглядно сравнить размер героев сказки и так далее.

Такие сказки, как: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Сказка о глупом мышонке», «Два жадных медвежонка» помогут формировать нормы поведения в обществе, коммуникативные навыки, а «Репка», «Заюшкина избушка», «Три ржаных колоска - развить чувства эмпатии, память, воображение, духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание детей. «Три медведя» - помочь закрепить количественные отношения (много, мало, больше), «Красная шапочка»- критически воспринимать окружающее, а если поставить цель научить детей ориентироваться в пространстве, то можно на примере театрализации сказки: «Красная шапочка» решить и эту задачу, нарисовав поле с двумя дорогами левой и правой и обыграть, кто по какой дороге пошел и так далее. «Двенадцать месяцев» помогут в решении такой задачи, как изучение времен года, сравнение их, запоминания последовательности. «Цветик – семицветик»- развить также большой спектр задач, от математический представлений, до оценки поступков и характера главной героини, развивать речевую и познавательную активность детей.

Таким образом, педагогический потенциал сказок огромен, родители самые первые, кто может использовать их в помощь своим детям.