Организация слухоречевой среды для детей с нарушением слуха

Одно из главных направлений в  работе  с детьми, имеющими  нарушение слуха, является формирование словесной речи как средства общения, познание окружающего мира и интеграции ребёнка в обществе.

Речевое развитие это многоплановый процесс, предусматривающий   организацию слухоречевой среды.

Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребёнком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В её создании участвуют все взрослые, окружающие ребёнка.

Выделяют следующие условия создания слухоречевой среды:

1.Речевое общение взрослых  с детьми в практической деятельности.

Родителям и педагогам необходимо постоянно привлекать внимание ребёнка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом, постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жизни человека. Ребёнок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые - уточнять содержание сказанного.

Ежедневная бытовая деятельность создаёт условия для общения с ребёнком. Повторяемость (называние) одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды, игрушек создают возможность накопления словаря у детей. На  начальном этапе необходима прочная наглядная основа со словом.

Существенным фактором общения с ребёнком с нарушением слуха является включение его в практическую деятельность, например, в различные игры, рисование, конструирование, труд, с тем, чтобы побудить ребёнка к речи, стимулировать его речевую активность, вовлечение других детей и взрослых в процесс общения.

2.Формирование потребности в речи, побуждение к использованию речи.

В процессе общения с детьми взрослые должны побуждать ребёнка  к устной речи, поддерживать  любые речевые  реакции малыша через похвалу и одобрение. Если речь ребёнка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь, использованием табличек, указаниями на предметы или картинки, естественными жестами. В таких случаях взрослым нужно  помочь сказать ребёнку необходимое слово: дать образец произнесения, сначала проговаривать с ним сопряжённо, а затем попросить повторить его слово самостоятельно.

3.Использование индивидуальных слуховых аппаратов.

Создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухозрительного и слухового восприятия.

Родителям необходимо позаботиться о бинауральном слупротезировании ребенка. Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:

-развитие неречевого слуха (восприятие различных сигналов транспорта, слушание голосов животных и птиц, слушание музыки) крайне необходимо для ориентирования  ребенка в окружающем пространстве;

-развитие речевого слуха (восприятие темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля) значительно расширяет сенсорную базу речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.

4.Требование к речи взрослых.

Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребёнком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение, быть интонированной и эмоциональной

  1. Разговаривайте с ребенком как можно больше. Комментируйте то, что его интересует в данный момент и то, на что вы хотите обратить внимание малыша.
  2. Говорите с ним как с нормально слышащим. Однако в некоторых случаях взрослым  нужно прибегать к замедленному темпу проговариванию:
  • для более четкого произнесения отдельных звуков или слогов;
  • при устном или устно-дактильном предъявлении новых слов;
  • при чтении фраз.

В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.

5.Контроль за речью детей.

Взрослые должны контролировать устную речь детей, для этого необходимо тесно сотрудничать с сурдопедагогом (дефектологом), посещать индивидуальные и фронтальные занятия, интересоваться родителям о состоянии произносительных навыков малыша, над чем ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию детей с нарушением слуха зависит от возможностей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребёнка необходимым компонентом общения с окружающими.